КАК МЫ ЛЕЛЕЕМ ОБИДЧИВОСТЬ
х.Танцура Крамаренко
2014-2015 уч.год
Консультация для родителей средней группы
«Как мы лелеем обидчивость».
Обидчивость – целиком продукт неправильного воспитания. У малых . груднички кричат, и только с помощью криков привлекают к себе внимание взрослых, когда оно действительно необходимо (перепеленать, достать игрушку, покормить). Но не надо путать потребность с прихотью, иначе можно своими руками выпестовать такую личность, тиранящую окружающих своей излишней чувствительностью, обидчивостью. Опираясь, например, на фатальный страх родителей, перед болезнями ребенка, маленький тиран очень быстро обучается манипулировать матерью и отцом, превращая их в безотказный инструмент удовлетворения самых причудливых желаний. Если ребенок «убивается» по игрушке, которой он был лишен за то, что не убрал ее на место, то любовь-опека побуждает родителя воспринять слезы как сигнал к отступлению (нарыдается, откажется от еды, ослабнет, заболеет, не пойдет в детский сад, отстанет в развитии)
Такие родители во всем приписывают ответственность себе (или другим взрослым), снимая ее с ребенка. И он быстро свыкается с мыслью, что во всем, что ему не хватает, виноваты только родители.
Ребенок может быть сердит на родителей или ласков с ними, но и ласка и обида – не более, чем его орудие, а взрослые – лишь привычный инструмент для исполнения желаний. Когда он срабатывает, его просто не замечают, когда отказывает – начинается бурный протест. Свои обиды такой ребенок разыгрывает вполне по настоящему, как подлинный актер, более того, сам по настоящему верит в них. Но вся эта игра держится только на доверии публики, а взрослые наивны и доверчивы: Ну как же! Слезы то настоящие! Нет, этого выдержать нельзя!
Порой взрослым просто не хватает сил, чтобы вынести детский плач. Кроме того действует и конкуренция за внимание ребенка, его любовь и покладистость. Сколько сейчас таких случаев: бабушки, дедушки, родители – и все это обрушивается на одно морально неустойчивое чадо.
Тепличные условия психологической и физической опеки задерживают развитие, предопределяют развитие глубоких изъянов, развращают человека нравственно. В тепличной домашней среде ребенок привыкает к тому, что самая выгодная жизненная позиция – прикинуться слабым, больным, беспомощным, неумелым. Ведь сердобольная мама (бабушка, дедушка) всегда рядом. Позиция самого слабого, беспомощного всегда вызывает сочувствие, дает практические льготы и преимущества.
Ребенок подрастает и выходит в мир, унаследовав безотчетное, эмоциональное ожидание, что окружающие его люди слегка «поартачившись» (такое и с родителями иной раз бывало), тем не менее примут роль опекунов, исполняющих все его желания. Но окружающие не хотят быть его опекунами, не перестают «артачиться». И тут рождается выученная обида. Иной раз человек уже сам умом понимает , что обижаться не на кого. Но чувства живут как бы сами по себе – своей прежней жизнью. Это застарелые, привычные со времен детской коляски и соски эмоции мешают увидеть, что окружающие взрослые действуют вопреки твоим желаниям вовсе не потому что хотят тебя обидеть, они просто руководствуются собственными интересами и в меру своих прав и способностей добиваются их удовлетворения.
То есть обидчивость взрослых – пережиток детской психики. Характерный детский симптом – недооценка собственной роли в развитии ситуаций, отношений, формирование собственной судьбы. Поэтому обидчивый человек оказывается слепым к собственным ошибкам, он просто не признает их, а свои старания направляет на доказательства, чьей то вины. Но жизнь в постоянных поисках своих неудач ой как не сладка! Так не лучше ли с детства не лелеять в ребенке обидчивость? Пусть попытается разобраться в причинах своей обиды, прежде чем полностью отдаться ей, пусть учится доброжелательно и спокойно указывать партнеру на границы дозволенного. И главное – учиться прощать чужие ошибки. Поверьте – это очень поможет ему в жизни и в дальнейшем привлечет к нему самых преданных друзей.