Скоро в школу
Подготовила воспитатель подготовительной группы Горбунова Л.А.
Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы, ведь подготовка к школе — это кропотливый труд, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.
Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую и социальную (личностную) готовность к обучению в школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Многочисленные исследования физиологов свидетельствуют о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Важность создания психологического комфорта для детей дошкольного возраста огромна. Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребенку. Необходимо дать почувствовать ощущение роста своих возможностей. Важно учитывать индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Ребенок должен чувствовать, что его любят и понимают, что ему всегда окажут поддержку. Страх перед школой, перед взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность — плохие союзники в решении сложнейшей задачи перехода на новую жизненную ступень. Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности (к учению). А социальная (личностная) готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Особым критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой, желание учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно, потому что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки — ведь детей привлекает все новое. Ребенок может стремиться в школу, так как хочет узнавать что-то новое, иметь определенные права, а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Возможно, он еще полностью не осознает того, что, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать — тогда можно отметить у ребенка сформированность позиции школьника.
Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
♦ Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
♦ Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
♦ Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. д.)?
♦ Можете ли вы сказать, что ваш ребенок ведет себя без стеснения в присутствии посторонних людей?
♦ Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
♦ Может ли он рассказать стихи наизусть?
♦ Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
♦ Умеет ли ваш ребенок читать хотя бы по слогам?
♦ Считает ли он до десяти в прямом и обратном порядке?
♦ Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
♦ Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
♦ Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
♦ Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
♦ Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
♦ Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?
♦ Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»?
♦ Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?
Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если малыш может справляться с содержанием 9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача — систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения придется очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться — упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.