Привычки формируют личность ребенка

Что такое привычка? Привычка — это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях.

В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: » Посеешь привычку — пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.

Привычки могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать привычки полезные (привычка к труду, привычка помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные (несдержанность, привычка перебивать  и др.).

Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни.  Отрицательные привычки — дезорганизуют поведение. Формирование полезных привычек и борьба с отрицательными привычками — важнейшие задачи воспитания.

Утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы, застилаем постель; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату. Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически. Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо. Они возникли благодаря многочисленным повторениям.

 Но наряду с полезными привычками человек приобретает и отрицательные привычки: зевает или чихает, забывая прикрывать рот, громко разговаривает, чрезмерно жестикулируя; держится манерно, напыщенно или развязно; разговаривает с набитым ртом. Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью, если с ними не бороться. Вредные привычки делают человека безнравственным обывателем.

Культура отношений, нравственность служат для того, чтобы человеческое общество поднималось в своем развитии на ступень выше. Уже в дошкольном возрасте следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности.

 С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого — с внешних форм поведения (которые усваиваются путем подражания). Если объекты для подражания положительны, то ребенок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. И наоборот, привычка вести себя некультурно постепенно огрубляет ребенка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребенка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

Родители должны следить за тем, чтобы у ребенка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии (быть аккуратным, культурным, трудолюбивым, дисциплинированным).

Приучая детей выполнять необходимые требования, взрослый добивается того, что одна-две привычки влекут за собой становление еще нескольких. Это относится к возникновению и положительных и отрицательных привычек.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от родителей и близких, но это далеко не так.  Дети приобретают их благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное воспитания.

Когда взрослые постоянно идут на уступки, ребенок растет неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать свои условия» Хочу — не хочу»; «Буду — не буду». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребенком отрицательных  привычек поведения. Если поведение ребенка постоянно выходит за рамки дозволенного, а взрослые терпимо относятся к этому, то такие  проявления со стороны ребенка становятся привычными. Такие дети часто не реагируют на указания и делают все по — своему.

Этапы формирования привычки

1. Выполнение чего-то в первый раз

Здесь важно не переусердствовать и получить позитивный опыт. То есть первая маленькая удача стимулирует к дальнейшему развитию. Предложите ребенку что-то попробовать, подготовьтесь к этому так, чтобы был видимый успех.

Если вы начинаете читать, то выучив первую букву, похвастайтесь этим достижением перед всеми родными, найдите ее во всех магазинных вывесках, прочитайте на корешке любимой книги. Словом, сделайте так, чтобы малыш захотел привить себе привычку к чтению.

2. Создание благоприятных условий

То, что требует от нас наименьших усилий, лучше всего усваивается и прививается. Для того, чтобы действие вошло в привычку, освободите для него время, место и силы.

К примеру, вы хотите, чтобы ребенок развивал в себе художественный талант и сам мог себя занять интересным делом. Определите, когда вы можете позаниматься с ним, например, после приготовления ужина или в выходной. Выделите ему рабочее место и необходимые инструменты (кисточки, краски). Сделайте их доступными для самого ребенка, положите в коробочку на нижнюю полку шкафа. При создании благоприятных условий хорошая привычка сформируется довольно быстро.

3. Поиск внешней поддержки

Признание способностей — важный шаг на пути к формированию привычки. Найдите, в чем заключается поддержка такого умения, и используйте ее. К примеру, привычка к порядку приводит к дополнительному времени на игру или другие интересы. Вы можете показывать ребенку это на собственном примере или разрешать поиграть еще, если в комнате прибрано.

Привычка к рисованию дает возможность участия в различных детских конкурсах с призами и медальками. Регулярное чтение по чуть-чуть позволяет прочитать интересную книгу или узнать какой-то секрет.

4. Использование других привычек

Формирование привычки происходит постепенно с встраиванием ее в общий распорядок жизни. Одна полезная привычка прививается быстрее и лучше, если подкреплена другой. При внедрении нового навыка используйте уже ранее сформированные навыки  , как стартовую площадку.

К примеру, если вы уже приучили ребенка к уборке тарелок со стола, то сейчас можно продолжить эту привычку мытьем кружек и другой не очень жирной посуды. Для тех, кто привык самостоятельно одеваться с утра, можно предложить еще застелить кровать.

Развивать привычки нужно постепенно, не больше одной за раз и закреплять ее месяц или больше. Среди первых привычек малыша по большей части те, которые направлены на уход за собой: одевание, умывание, причесывание, чистка зубов и поход в туалет. Но даже в юном возрасте можно заложить привычку себя организовать и занять: уборка игрушек, заправка кровати, помощь по дому, занятия с младшими братьями и сестрами. Все это позволяет постепенно добавлять новые привычки и готовиться к взрослой жизни.

Вырабатывайте полезные привычки у себя и своих детей. Со временем каждая из них формирует характер и условия вашей жизни и жизни вашего ребенка!

Обсуждение закрыто.