«Роль дидактических игр в развитии у детей старшего возраста математических способностей»

Тема:» Роль дидактических игр в развитии у детей старшего возраста математических способностей»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

В последнее время возникла тенденция: система образовательной работы с дошкольниками стала использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счёту, чтению и письму. Региональная комплексная программа включает ориентиры и требования по овладению  содержанием дошкольного образования, очерчивая ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников,  частью которого является развитие математических способностей.

Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Изучая научную и методическую литературу,  пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры. В ходе работы с детьми группы кратковременного пребывания,  столкнулась с такой проблемой – нет четко разработанной развивающей системы дидактических игр по математике для детей группы кратковременного пребывания.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может чётко обосновать свою позицию.

Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уж и важное событие в жизни. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математик ой».

О какой школе с таким фундаментом может идти речь?

Поэтому работая с детьми группы кратковременного пребывания, заинтересовались таким вопросом: как обеспечить математическое  развитие детей, отвечающее современным требованиям.

   Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

 Целью моей педагогической деятельности является разработка развивающей системы дидактических игр, направленных на формирование математических представлений дошкольников.

Объект: процесс организации математических занятий с применением дидактических игр.

Предмет: развивающие дидактические игры, как средство формирования  элементарных математических представлений у детей.

Перед собой  поставили  следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования математических представлений у детей.
  2. Разработать  систему развивающих  дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
  3. Выявить эффективность влияния системы развивающих дидактических игр на формирование элементарных математических представлений.

Гипотеза: Если при проведении занятий по математике для  детей группы кратковременного пребывания  использовать систему развивающих дидактических игр, то это приведёт к повышению уровня элементарных математических представлений.

Теоретическая база опыта

При разработке системы развивающих  дидактических игр познакомилась с вопросами теории и практики дидактической игры таких исследователей как А.П.Усовой, П.А. Венгера, А.К. Бондаренко и это явилось методологической основой  работы.  А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова и др. особо подчеркивают ее общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.П.Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза).

Другой отечественный педагог А.П.Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

Сорокина А.И. привела классификацию дидактических игр по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя.

От проделанной мной   работы  ожидала следующие результаты:

— первое – это повышение уровня формирования и развития математических представлений детей.

— второе – формирование активности детей в процессе познавательной деятельности

Мной  использовались следующие программы: комплексная «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой и парциальная  «Математика для дошкольников» автор  Колесникова Е.В.

Система дидактических игр разрабатывался в соответствии со следующими критериями:

-игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей;

-включенность психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения.

Содержание работы строится на основе общих педагогических принципов:

Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.

Научность.

Системность.

Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность.

Математическое развитие  дошкольников продолжается в начальной школе.

В своей работе  использовались  следующие инновационные методы:

  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование.

При этом роль несложного и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

При проведении занятий  используются  стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:

Мы делили апельсин

Много нас, а он …(один).

 Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Все дидактические игры  разделили  на группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени

III. Игры на ориентировку в пространстве

  1. Игры с геометрическими фигурами.
  2. Игры на развитие логического мышления

Приведу примеры некоторых игр, которые  проводятся, обучая детей математике.

К играм путешествиям во времени  относятся  такие игры как, «Живая неделя», «Круглый год» с помощью данных игр дети достаточно быстро запомнили дни недели, времена года, месяцы.

Игры на ориентировку в пространстве были следующие, это «Расскажи про узор», «Найди похожий узор», «Путешествие по комнате» с помощью этих игр и других дидактических игр дети лучше ориентируются в пространстве, быстрее знакомятся с такими понятиями как слева, справа, над, под.

Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как, «Найди пару», «Подбери по форме», «Каждую фигурку на свое место», дети в непринужденной форме узнали основные геометрические фигуры, достаточно быстро освоили классификацию по разным признакам предметов.

С помощью игр на логическое мышление: «Найди лишний рисунок», «Чем отличаются», «Что изменилось», дети учились строить логические цепочки, делать какие-то выводы, старались мыслить самостоятельно.

А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Найди цифру», «Какой цифры не стало», помогли детям освоить прямой и обратный счет. Играя с детьми, я заметила, что они стали  хорошо справляться с предложенными мной заданиями.

Например, при знакомстве с цифрой 3 использую следующие дидактические игры: с цифрами и числами   «Найди цифру», с геометрическими фигурами «Подбери по форме»,  на логическое мышление  «Сложи цифру». Использование на занятии данных игр способствует развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Игровая форма обучения повышала  настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное – развитию элементарных математических способностей.

Вся  работа велась в тесной взаимосвязи с родителями

Взаимодействие с ними строилось на основе:

-установления доверительных отношений с родителями

-открытия передними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке

-обеспечение общей готовности ребенка к школьному обучению

-совместное вхождение педагога и родителей в проблемы общения с ребенком

Родители активно включились в нашу работу, увлеклись нашими делами.

Работа с ними велась по следующим направлениям. Родителям было предложено анкетирование: «В какие игры играют ваши дети». Проведены консультации: «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Яркие и интересные игры». Мной была также организована беседа с родителями: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка». Регулярно вывешивается наглядная информация с различными примерами дидактических игр, с рекомендациями как правильно играть с ребенком. Часто родители обращались за советом и рекомендациями.

Также детям давалось домашнее задание, которое они охотно выполняли дома. Задания были разнообразны: различные дидактические игры,  работа в рабочей тетради  Ступеньки к школе «Азбука счета».

Проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты.  В ходе работы дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

 

 

Обсуждение закрыто.