ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

 

Воспитатель: Герасимович С.М.

ЗАКАЛИВАНИЕ — это прежде всего умелое использование в принципе совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды. В широком смысле слова это сознательная регуляция и перестройка терморегуляторной системы организма, направленная на повышение потенциальных возможностей человека противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды путем более быстрого и эффективного включения всех звеньев, входящих в функциональную систему терморегуляции. В процессе закаливания совершенствуется координационная связь между отдельными функциональными системами организма, благодаря чему достигается наиболее совершенное его приспособление к меняющимся условиям внешней среды.

При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определенным образом организованные и соподчиненные между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне. При самом незначительном изменении температуры окружающей среды в мозг поступают миллионы импульсов в секунду. Он начинает работать на более высоком уровне общего тонуса, становятся активнее его центры и включается «в работу» весь организм. Информация, поступающая от рецепторов, обрабатывается в центральной нервной системе и отсюда направляется к исполнительным органам — мышцам, кровеносным сосудам, сердцу, легким, почкам, потовым железам, в которых возникают различные функциональные сдвиги, обеспечивая приспособление организма к данным условиям внешней среды Любая функциональная система нашего организма, в том числе и функциональная система терморегуляции, в высшей степени пластична и обладает значительным запасом прочности, утверждал П. К. Анохим. Во всех людях природой заложены одни и те же механизмы терморегуляции, но далеко не у всех они действуют одинаково эффективно и рационально. Индивидуальные реакции на холод или тепло создаем мы сами. И очень часто мы, к сожалению, упускаем из виду тот очевидный факт, что и защитные силы организма, и его адаптационные возможности точно так же, как и тренировка мышц или улучшение памяти, поддаются и воспитанию и тренировке.

Здоровый человек отличается наличием в его организме температурного баланса, который заключается в том, что при любых внешних воздействиях температура тела остается на постоянном уровне или меняется очень незначительно. Это достигается сбалансированным изменением в интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. Воздействие же экстремальных факторов (в данном случае экстремальных температур) вызывает в организме эмоциональный температурный стресс. Закаливание помогает организму миновать подобный эмоциональный стресс, переводя организм в состояние уравновешенности. Именно тренировка и только тренировка с использованием любых методов закаливания совершенствует работу аппарата терморегуляции и расширяет возможности приспособления организма к изменившимся температурным условиям. У незакаленного организма даже непродолжительное охлаждение нарушает процессы теплорегуляции, что ведет к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. Закаленный человек отличается тем, что даже длительное действие холода не нарушает его температурного гомеостаза (постоянства температуры тела). У такого организма при охлаждении уменьшаются процессы отдачи тепла во внешнюю среду и, наоборот, возрастают механизмы, способствующие его выработке, повышается обмен веществ, что обеспечивает нормальное протекание физиологических и биохимических процессов в организме.

Физиологическая сущность закаливания заключается, таким образом, в совершенствовании терморегулирующих механизмов. При этом достигается высокая слаженность процессов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивающих адекватное приспособление целого организма к факторам среды обитания.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ

Итак, систематическое закаливание – испытанное и надежное

оздоровительное средство! Однако большого прока не будет, если при проведении закаливающих процедур пренебрегать теми принципами, которые выработаны практическим опытом и подкреплены медико-биологическими исследованиями.

Сегодня система Порфирия Иванова находит не только все новые теоретические подтверждения, но и внедряется в практику. Как один из впечатляющих примеров можно назвать добровольное общество «Истоки» им. П. К. Иванова при Самарском государственном педагогическом институте им. В. В. Куйбышева (научно-исследовательская лаборатория «Здоровье»). Здесь в результате длительной работы созданы практические методики использования принципов системы Учителя Иванова, в частности, по закаливанию детей дошкольного возраста, и даже разработаны на основе богатого практического материала определенные методические рекомендации для работников дошкольных учреждений.

Основные принципы закаливания системы П. К. Иванова, которые позволяют достичь желаемых результатов:

РЕГУЛЯРНОСТЬ. Суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в организме, им подчиняется деятельность многих органов и систем. При ежедневных занятиях, которые проходят в одно и то же время суток, эффективность процедур возрастает.

ПОСТЕПЕННОСТЬ. Постепенное увеличение нагрузки и поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют медленнее, но зато увереннее достигать результата.

ИНТЕНСИВНОСТЬ. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

СОЧЕТАЕМОСТЬ ОБЩИХ И МЕСТНЫХ ОХЛАЖДЕНИЙ. Скажем, при обливании стоп тело остается незакаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма – при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница) .

Многофакторность природного воздействия, т. е. использование солнца, воздуха, земли, снега и обращение к ним непосредственно на лоне природы (купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т. д.) .

КОМПЛЕКСНОСТЬ. Процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН. Ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного, с учетом всех индивидуальных особенностей психики и физиологии ребенка, а также состояния его здоровья.

Таким образом, главной особенностью природного оздоровления П. К. Иванова следует считать систему закаливания, формирующую веру в здоровый образ жизни, а не комплекс поведенческих стереотипов. Система в целом состоит из нескольких, постоянно сменяющих друг друга ступеней оздоровления, начинаясь дома, с пробуждением, продолжаясь в течение дня и заканчиваясь вечером перед сном.

В современных условиях значение закаливания все более возрастает. Это связано и с реализацией широкой программы строительства многочисленных объектов в различных климатических зонах, в том числе и труднодоступных районах, и с другими проблемами. Миллионы людей эффективно используют различные закаливающие средства. Можно лишь приветствовать, что в нашей стране все больше появляется школ закаливания, где наряду с воздушными и солнечными процедурами активно используются в оздоровительных целях многообразные средства физической культуры.

Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех российских людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас. В сочетании с физическими упражнениями при соблюдении гигиенических условий и рационального режима жизни закаливание составляет единый процесс физического воспитания. Таковы основные слагаемые здоровья. Внедрение их в повседневную жизнь российских граждан требует комплексного подхода, целенаправленной деятельности в самых различных направлениях. Однако и сами мы не должны выступать в роли равнодушных созерцателей.

ПОМНИТЕ:

Здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это, прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие.

 

Обсуждение закрыто.