Игры с кинетическим песком для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель2 мл гр.

детского сада №28 Горбуновна Л.А.

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»

К. Д. Ушинский

В наш технологический век, когда телевизор, компьютер, всевозможные гаджеты присутствуют в каждом доме, родители стараются завлечь детей уже с младшего возраста различными компьютерными играми, просмотрами мультфильмов и ребенок просиживает часами, а на общение со сверстниками, прогулки, спорт отводится минимум времени. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.

Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность.

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях дошкольного учреждения.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы выполнить одно из главных требований речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. А для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

Это привело меня к использованию в своей педагогической деятельности такого приема, как игра с кинетическим песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов.

Ведь игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов.

Первое, с чего я начала свою работу – это изучение литературы по данной теме.

Я понимала, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были проведены консультации, беседы.

На родительском собрании рассказала родителям о кинетическом песке, провела мастер-класс, на котором мы поиграли. Так в жизни нашей группы появился кинетический песок.

Начала оборудовать уголок «песочная терапия», собираю тематический материал, игрушки и оборудование для работы с песком.

С детьми изучили свойства песка: они увидели, что из сухого песка ничего не построишь, мокрый песок хорошо держит форму, но ручки после него грязные, а кинетический песок держит форму, он приятный на ощупь, мягкий и ручки всегда чистые.

С детьми обговорили и постарались запомнить правила поведения при играх с песком:

Песок из песочницы выбрасывать нельзя;

Бросать песок в других или брать его в рот нельзя;

После игры дружно убираем все игрушки на свои места;

Обязательно после игры в песке моем ручки.

Ребятам очень нравится играть в песок. В своей практике я использую такие упражнения:

«Следы на песке»,

«Дорожки из песка,

«Пальчики гуляют»,

«Ползают ладошки»,

«Пекарь»,

рисование на песке разными предметами (игровое упражнение «Узоры на песке»,

работа с помощью рук (игры «Отпечатки»«Необыкновенные следы»,

поиск предметов, спрятанных в песке (игра «Прятки»).

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. Малышам очень интересно и полезно играть с кинетическим песком: делать всевозможные отпечатки, раскатывать его, вырезать различные фигуры. Именно в младшем возрасте идет интенсивное развитие речи детей. Поэтому я стараюсь включать в образовательную деятельность упражнения с песком в качестве дополнительного методического прима. Все игры могут применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

Хотя прошло не так много времени (1 год, но я заметила, что такая работа положительно повлияла на развитие детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние и на развитие речи. Они стали лучше разговаривать, начали появляться элементы связной речи.

Таким образом, игры, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Обсуждение закрыто.