Вы просматриваете: Главная >Архив для Апрель, 2014

В гостях сотрудники Музея «Семьи Степановых»

124 апреля к нам в гости приезжали сотрудники Музея «Семьи Степановых». Они ребятам привезли экспонаты чучел животных и птиц  Краснодарского края. Некоторые из них занесены в Красную книгу. Малышам было очень интересно и любознательно. Очень интересно было узнать,  что вороны живут 70 лет, у цапли очень красивое оперение. А в заключении дети посмотрели мультик «Высокая горка».

(далее…)

«Счастливая семья»

 

Проект программы детско-родительского клуба

по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

 


 

Матвиенко Наталья Николаевна

Руководитель клуба: воспитатель МБДОУ детский сад №28

Участники клуба:

Родители, дети, педагоги  ДОУ

2014 год

          Одна  из актуальных проблем, относящихся к вечным  проблемам  человечества, — воспитание  детей. Сегодня  эта проблема  обсуждается  педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные  социологические   исследования В.С. Скобкина и Е.Ю. Морич выявили, что родители  детей  дошкольного  возраста  среди  приоритетных  жизненных  ценностей  называют  воспитание  ребенка, среди них: отцы — 64, 4%, матери — 82,2%. Практика  и  проведенные  научные  исследования, показывают,  что   родители  испытывают  трудности  в  воспитании   детей, которые  объясняются  целым  рядом  причин: 

  •  ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  •  социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
  •  глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

            Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением  является  работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.  

          По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.

       В современных социально-экономических условиях,  родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.

       Как показывают  современные исследования,  у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А  это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим  ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации,  дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.  Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.

      Таким образом, для углубления и расширения работы с семьями воспитанников, для изменения  ее содержания  необходимо более широкое применение нетрадиционных  методов взаимодействия.

    2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат

      Семья основной институт социализации ребенка.  Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей. В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка. Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это  побудило к созданию межсемейного детско-родительского клуба  «Мы вместе».  

            Целью, которого является: создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи. Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.  

       В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие ребенка, родителя, воспитателей, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направленно на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение родителям воспитанников знаний, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым.

       Повышение   педагогической  культуры  родителей  разрешает  сложившиеся  противоречия  между имеющимся воспитательным  потенциалом  семьи  и  его  не достаточным использованием.

       Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок — родитель»

       В  настоящее  время  появился  ряд  методических  руководств и рекомендаций  по  работе с семьей.  Так  в  методическом  руководстве «Дошкольное  учреждение и семья —  единое  пространство  детского  развития» под  редакцией  Т. Н. Дороновой, представлены  содержания, формы и методы, обеспечивающие  преемственность воспитания и  обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.  В пособии Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья» практический материал по изучению семейного воспитания, оптимизации  общения  педагога с семьей. Но, решение проблемы сплочения  семьи, сближения взрослых   и детей   невозможно  без  участия  ребенка и родителей, как  двух равноправных и равновеликих сторон, а в вышеперечисленных  источниках  работа с детьми не представлена. В тоже  время существует ряд программ и  технологий по  проблеме социализации ребенка в обществе. Например, в программе  А.М. Щипицина «Азбука  общения» в разделе «Ребенок и взрослый» дан перспективный план и практический материал по работе с детьми в различных видах деятельности по обучению  навыкам  общения со взрослыми, однако, отсутствует  координация работы родителям.  Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Родитель не ученик, а партнер по общению, в процессе которого педагог выходит на личный контакт с родителем и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно — действенному. Для более эффективной работы необходимо расширить рамки сотрудничества. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания межсемейного детско – родительского клуба «Счастливая семья».

    Цель проекта: организация  детско – родительского клуба «Счастливая семья» для создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи.

    Задачи:

    1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями;

    2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;

    3. Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;

    4. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;

    5. Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;

    6. Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни

    Критерии:

    • Повышение количественного состава участников клуба «Счастливая семья»
    • Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
    • Инициативность и активность родителей в работе клуба «Счастливая семья»
    • Способность рефлексии родителями собственных возможностей. 

     Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Благодаря систематической работе клуба и деятельности педагога у детей отмечается высокое развитие психологических, интеллектуальных, эмоциональных и творческих процессов. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я- концепции».

       В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско – родительского клуба «Счастливая семья» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель — ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.

    Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога с детьми в рамках работы клуба «Счастливая семья», выявляется  характер детско–родительских отношений, определяются  проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: межсемейный проект «Папа, мама, я – читающая семья», сценарии заседаний клуба, перечень форм работы, организация предметно – развивающей среды и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающего в данном направлении.  Считаю, что в процессе реализации этого проекта будут проведены: анкетирование, созданы газеты и информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью клуба.

    3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей. 

       Клуб «Счастливая семья» — это ежемесячные  мероприятия, информационные встречи, тематические выставки,  выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба «Счастливая семья» проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.

       Заседание клуба  носит  форму  нетрадиционного  общения  с  родителями,  например: «Круглый  стол», «Устный  журнал», «Педагогическая  гостиная». Тема  заседаний  ставиться  проблемно,  например:  «Я — это я, и это замечательно», «Опора семьи – здоровые отношения» и т.д.  Родителям  не  навязывается  готовая  точка  зрения, проблемная  постановка  вопроса  вынуждает  их  думать,  искать  собственный  выход  из  сложившейся  ситуации,  опираясь  на  свой  опыт. В  ходе  заседания  находиться  ответ, удовлетворяющий большинство родителей. Данная  форма  применялась  и раньше,  однако  сегодня  изменились  принципы, на  которых  строится  общение  в триаде «педагог – родитель – ребенок». К  ним  относится  общение  на  основе  диалога,  открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. А также нетрадиционные формы общения, которые призваны устанавливать неформальные отношения между педагогом и родителем, и доверительным отношением между родителем – детьми.

     

    Методы:

    • Метод проблемной постановки вопроса.
    • Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий.  В качестве домашнего задания родителям предлагалось проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических  задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
    • Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога — является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
    • Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.

        Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию.     Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.

  • Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Мы вместе».  Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игр,  все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться  успехами и трудностями семейного воспитания.  




     

       Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.   От участия родителей в работе клуба выигрывают все. Дети дошкольники, начинают с гордостью и уважением относится к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами.     Педагоги в процессе общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.  Ценный опыт социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи.  «У малыша, вырастающего в доброте  и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».




                                                                               
     

       Пример социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи. Благодаря клубу, родители стали активными участниками совместного процесса воспитания. Важно помочь родителям понять и почувствовать душу ребенка. Во всем этом и состоит педагогическое мастерство. «У малыша, вырастающего в доброте  и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».

      Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога в рамках работы клуба.

    ЦЕЛЬ: выявление особенностей детско – родительских отношений.

    Проанализировав результаты, были выдвинуты задачи:



     

    ЗАДАЧИ:

    •  формировать понятие «Семья»;
  •  вырабатывать потребность радовать близких, добрыми делами, заботливым отношением.
  •  развивать навыки взаимодействия с членами семьи;
  •  воспитывать уважение, ласковое и чуткое отношение к близким людям;
  • повышать уровень коммуникативности;
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания.

     Для  решения  поставленных  задач   и эффективной педагогической деятельности в  группе  необходимо создать обогащенную предметно–развивающую  среду, которая включает центры детской деятельности и дополнена следующими пособиями и материалами:

  • «Семья – зона  сюжетно – ролевой игры», «Центр  уединения»;
  •   Дидактическими, творческими играми;
  •  цикл картин «Семья»;
  •  семейные  альбомы;
  •  подборка книг  по  теме «Семья»;
  •  свободный  доступ ко всем предметам.

       Каждый  вид  детской  деятельности  в  силу  своей  специфики  создает  наиболее  благоприятные  возможности  для  осуществления  определенных  задач.  Однако  в  процессе  любого  вида  деятельности  можно  осуществлять  широкий  круг  задач.  Все  они  одинаково  важны, тесно  взаимосвязаны и решаются  в единстве. Весь комплекс  задач должен  быть устремлен  на  достижение главной цели — создание  единого  образовательного  пространства  детского  сада  и  семьи. Поставленные задачи реализуются в следующих видах деятельности, например:

  • Специально организованная деятельность (беседы, продуктивная деятельность, занятия тренинги с психологом)  Цель: обобщение знаний по разделу «Семья»
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми (чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин, проигрывание этюдов, игры дидактические, подвижные, творческие, психогимнастика). Цель: формирование чувства близости между детьми и родителями.
  • Самостоятельная деятельность (игры, рассматривание семейных альбомов, выставки, продуктивная деятельность, рассказы о своих близких)   Цель: вызвать желание подражать в достойном поведении взрослым.

     

    ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

    Подготовительный этап:

    —  проведение анкетирования родителей,

     — выявление особенностей детско–родительских отношений (наблюдение во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).

    — обобщение результатов и выдвижение задач.

    Основной этап:

    -составление сценария  заседаний клуба,

    -собирание, интересующей родителей, информации по данной теме в шкатулку вопросов,

    — подбор информации для родителей по данной теме,

    — изготовление пригласительных листов с указанием темы и хода заседания,

    — подбор информационного материала и продуктивного материала для стендов и выставок,

     — подбор материалов для создания информационных журналов «Витаминка», « Детский сад со всех сторон», и памяток для родителей,

    — составление древа семьи

    — -семейные традиции

     

    Работа с детьми:

    — подбор материала для изготовления подарков, сюрпризов, альбомов

    — заучивание стихотворений,

    — обыгрывание ситуаций для обсуждения с родителями,

      — проведение заседаний клуба — проблемная постановка вопроса, обсуждение двух различных точек зрения, просмотр видеороликов, разыгрывание ситуаций, конкурсы, рефлексия, психогимнастика.

    Оценочный этап:

      Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско – родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».

    Об эффективности  данного проекта можно говорить по результатам численности посещения  и активизации родителей на заседании клуба, для этого будет проведено  анкетирование, по разнообразию тематик выставок, при наличии отзывов в книге « Книга отзывов»

     
     

    4. План-график  работ. Матвиенко Н.Н..

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

(с___по__)

Результат

Ответственные

Подготовительный этап

Анкетирование родителей

сентябрь 2011

Результаты анкетирования

Матвиенко Н.Н..

 

Наблюдение за  деятельностью

детей.

сентябрь

2013

Результаты наблюдений

Матвиенко Н.Н..

 

Определение целей  и задач проекта

сентябрь

2013

Организация работы клуба

Матвиенко Н.Н..

  Основной этап

Разработка сценариев заседаний клуба

сентябрь

2013

План — конспект

Матвиенко Н.Н..

 

Организационное собрание родителей

3-4 неделя октября

2013

Протокол родительского собрания

Матвиенко Н.Н..

 

Сбор информации в шкатулку вопросов

перед каждым заседанием клуба

Обработка вопросов

Матвиенко Н.Н..

 

Изготовление приглашений для родителей

перед каждым заседанием клуба

Вручение родителям

Матвиенко Н.Н..

 

Подготовка стендов, информационных листов, и др.

перед каждым заседанием

Демонстрация готового материала.

Матвиенко Н.Н…

Горбунова Л.А

 

Создание информационных журналов для родителей

каждый месяц

Демонстрация готового материала.

Матвиенко Н.Н.

Горбунова Л.А

 

Заседания клуба

«Добро пожаловать в группу»

Знакомство

Наши особенности

Я — это я, и это замечательно

«Доверие. Сплочение»

Доверие в жизни человека

Дружеская встреча

Опора семьи – здоровые отношения

«Приобретаем друзей»

Как завоевать дружбу

Организация семейных походов в театр

Чему мы можем научить друг друга?

«Агрессия»

Спектр наших эмоций и чувств

Как справиться с гневом? Использование видеоматериалов.

Как справляться с раздражительностью ребёнка.

«Страх, тревожность»

Преодоление страхов

Укрепление жизненных сил в борьбе с трудностями

«Уверенность»

Умение постоять за себя

Стресс – менеджмент

«Наши ресурсы»

Потребности родителей и детей

Умение слушать и понимать

Умеем ли мы делать добро?

Послушание – это………

Презентация «Династия моей семьи»- проводят дети.

Совместная экскурсия «В музей боевой славы в школу»

 

«Развитие социально – коммуникативных навыков»

Я и мир вокруг меня. Использование видеоматериалов.

Положительный эмоциональный фон

Восстановление утраченного эмоционального состояния

Умеете ли вы играть в Кубанские игры?

сентябрь 2013

           
 

октябрь 2013

ноябрь 2013

декабрь

2013

январь

2014

февраль

2014

март

2014

Апрель — май

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2014

 

 

Февраль 2014

Сценарии заседаний клуба, видеозаписи,

папки-передвижки по итогам заседания

Матвиенко Н.Н.

 Оценочный этап

Сбор информации о проведении заседаний

После каждого заседания

Учет посещаемости,

отзывы родителей

Матвиенко Н.Н.

 

Анкетирование родителей

2 раза в год  

Результаты анкетирования

Матвиенко Н.Н.

 Заключительный этап

Расширенный мониторинг «Удовлетворенность взаимодействием дошкольного учреждения и семей воспитанников»

май  2011г

Результаты мониторинга

Матвиенко Н.Н.

 

 

 

 

5. Распространение результатов.

1. Обобщение опыта работы «Роль семьи в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников» через организацию работы детско-родительского клуба «Счастливая семья»

2. Представление опыта работы РМО педагогов г. Тимашевска,

3.  С материалами по работе с семьями воспитанников можно будет познакомиться в учреждении (мастер-класс, семинар-практикум и др.)

 

Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребёнка. 26.01.1990г.
  2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 18)
  3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ПриказМинистерства образования  и  науки Российской федерации №665 23.11.2009г.)
  4. Устав МБДОУ детский сад № 28».
  5. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М.,1968г.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. №8, 1997г.
  7. Дружинин В.Н. «Психология семьи». М., 1996г.
  8. Жутикова Н.В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.
  9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
  10. Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006г.
  11. Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику». М., 1997г.
  12. Немов Р.С. «Психология» Книга 1. М., 1998г.
  13. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. «Развитие и воспитание в играх». М.,2010г.
  14. Ткачева В.В., Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., 1998г.
  15. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994г.

«Елочка — красавица»

Воспитатель: Мясникова Екатерина Александровна


 

Проект

(краткосрочный)

Тип: практико — ориентированный

Средняя группа

Проблема: отсутствие елки в группе при подготовке к новогоднему празднику.

Обоснование проблемы (причины):

— дети и родители не знакомы с историей новогодней елки,

— непонимание родителями важности совместного выполнения новогодних традиций с детьми.

Цель проекта: приобрести и украсить елку в совместной деятельности с взрослыми.

Задачи:

— познакомить детей и родителей с историей новогодней елки,

— расширить знания родителей о традиции новогодней елки и важности знакомства с ней детей.

Выполнение проекта.

В процессе выполнения проекта шла работа с детьми и родителями:

  • Интегрированное занятие «В лесу родилась елочка».

Цель: дать знания о елке (особенностях, пользе и т.д),

— учить различать характерные признаки предметов различными анализаторами,

— развивать тактильную память,

— развивать любознательность, наблюдательность,

— воспитывать любовь к русским народным традициям.

  • Ситуации, общение: «Как шишка потеряла свое семечко», «На кого похожа елочка», «Как звери елку наряжали», «У елочки на Дне рождения».
  • Проблемная ситуация: «Новый год без елки».
  • Занятие «Шарики для новогодней елки» (лепка)

    Цель: — продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать пальчиками, прикреплять к основе (шарику),

    — вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим праздником,

    — воспитывать отзывчивость, доброту

  • Занятие «Пушистая елка» (аппликация),
  • Раскраски на новогоднюю тему.
  • Дидактические игры «Собери елку» (пазлы), «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку»,
  • Чтение и заучивание стихов о елке.
  • Использование художественной литературы (чтение рассказов о елке, беседа по тексту),

    — К.Чуковский «Елка».

  • Встреча со Снеговиком – «Скоро Новый год» (рассказы детей о подготовке к Новому году).
  • Изготовление новогодних подарков для родителей.
  • Развлечение – « Сюрпризы от елочки» (дети искали под елочкой загадки и отгадывали их).

Работа с родителями:

  • Наглядная информация «Любимая традиция – новогодняя елка».
  • Приобретение родителями новогодней елки в группу.
  • Совместная вечерняя деятельность детей и родителей (установка и украшение елки).
  • Папка «Вечерний досуг в кругу семьи» ( диски с песнями, музыкой, мультфильмами про елку).

Результат проекта:

— отлично проведенный праздник, что можно проследить, по отзывам родителей из тетради отзывов и по продуктивной деятельности детей,

— фотовыставка «Фоторепортаж от елочки».

 

 

Наглядная информация для родителей

«Традиция – Новогодняя елка».

В лесу родилась елочка, в лесу она росла:» Знакомая с детства песенка еще раз подтверждает, что новогодний праздник немыслим без елки.

Елку почитали, как средство, защищающее родной очаг от злых духов, холода и мрака.
Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Во второй половине XVII столетия был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу, ель становится символом новогоднего праздника на Руси. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе.
В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века. Этот обычай родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель — священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» — защитник правды. Она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.

 

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка. В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной в 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов. Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них – украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. История елочного шарика насчитывает 4 века. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.
В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять

 

искусственными, Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете – серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.


ЗАНЯТИЕ

Тема: «В лесу родилась елочка».

Цель: дать знания о елке (особенностях, пользе и т.д),

учить различать характерные признаки предметов различными анализаторами,

развивать тактильную память,

развивать любознательность, наблюдательность,

воспитывать любовь к русским народным традициям.

Ход занятия:

I.

  • Ребята, наш чудесный мешочек приготовил вам сюрприз (в мешочке лежит ветка елки). Давайте попробуем угадать, что там лежит {воспитатель предлагает детям с закрытыми глазами понюхать то, что лежит в мешочке).
    • Носиками вы почувствовали то, что лежит в мешочке, а теперь закройте глаза и почувствуйте своими пальчиками, что же там лежит
    • Ребята, кто догадался, что лежит в мешке? {Ответы детей).
    • Молодцы, угадали, это елочка.
    • А кто знает, какого елка цвета? {Зеленая).

    (Воспитатель предлагает вниманию детей репродукции разных художников, где изображены пейзажи в разное время года). Рассматривают, сравнивают, делают вывод:

    летом деревья зеленые и елочка зеленая,

    осенью деревья разноцветные, а елочка зеленая,

    зимой деревья голые, а елочка зеленая.

    Про елочку есть загадка: «Зимой и летом одним цветом» (дети повторяют загадку).

  • А где вы видели елку? (В детском саду на участке растет, на Новый год дома, в детском саду на утреннике).
    • А где очень много елок? (В лесу).

    II.Рассказ воспитателя о пользе елки.

    III. Чтение стихотворения Трутневой «Вырастала елка в лесу на горе…»).

    • Вам понравилось стихотворение про елку?
  • Давайте теперь сделаем целую картину по этому произведению. (Воспитатель медленно отрывками читает стихотворение и по ходу размещает на ковролине детали, дети помогают повторять и размещать картинки (елка — шишки — снежное пальтишко — волки — зайцы, чечетки и т. д.).
  • Ребята, а почему у елки собирались птицы и звери? (Прятались от холода, от стужи, ветра, вьюги.Елочка их согревала).
    • Как вьюга воет? (У-у-у-у).

    —    Ребята, похвалите елочку, расскажите, какая она. Какими красивыми словами мы ее порадуем?

    (Елочка зеленая, пушистая, душистая, стройная, смолистая, красивая, хорошая, серебристая, пахучая, колючая..!)

    • Молодцы, сколько хороших слов придумали.
    • Физ.минутка

    Наша ёлка велика (круговое движение руками),
    Наша ёлка высока (встать на носочки),
    Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
    Достаёт до потолка (потянуться).
    Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
    Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
    Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

IV.Сюрприз от елки.Дети стоят вокруг воспитателя.

На фланелеграфе 3 елочки разной высоты. «В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была».

-Посмотрите, ребята, к вам в гости пришли елочки. Сколько их? Одинаковые они? (Нет). Почему? (Одна выше другой). Поставьте самую высокую. А потом из двух самую высокую.. И третью самую низкую. Назовите елочки (самая высокая, пониже, низкая). Начните с самой низкой. (Самая низкая, повыше, самая высокая). Напомните мне, сколько всего елочек? (Три). Молодцы.

Подойдите к столу. Что за фигура лежит на столе? (Для каждого ребенка по 10 зеленых треугольников разного размера). Треугольники. Построим из них елочки. Самую высокую из трех треугольников, самую низкую из одного треугольника, повыше из двух. (Дети сами подбирают треугольники — для самой высокой елки — большие треугольники, для средней — треугольники поменьше, для низкой елки — самые маленькие треугольники).Сколько треугольников потратили на высокую елку? На елку пониже? На низкую?

 

Занятие «Шарики для новогодней елки» (лепка).

Цель: — продолжать учить лепить предметы округлой формы, сплющивать пальчиками, прикреплять к основе (шарику),

— вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим праздником,

— воспитывать отзывчивость, доброту.

Демонстрационный материал: изображение новогодней елки, украшенной елочными игрушками (или искусственная елка с игрушками).

Раздаточный материал: пластилин, дощечка для лепки, шарик, вырезанный из картона разного цвета.

Ход занятия.

I. Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит и смотрит.

— Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел зайчик. Но он грустный. Спросите, почему он грустный?

— Зайчик говорит , что скоро наступит праздник, но какой забыл.

— Какой скоро праздник, подскажите зайчику. (скоро праздник – Новый год)

— Он знает, что на этот праздник ко всем в гости приходит красивая елка. У зайчика есть елка, но он не знает, как ее украсить.

— Чем украшают елку? (Воспитатель показывает изображение новогодней елки).

Воспитатель читает стихотворение В.Берестова «Елочный шар».

….Целый год лежал на полке.

Все забыли про меня.

А теперь вишу на елке,

Потихонечку звеня.

Всю елку до макушки

Украсили игрушки!

Встаньте в хоровод!

Встречайте Новый год!

Физминутка

 

II. – Ребята, поможем зайчику украсить елку. Сделаем елочные игрушки.

Показать, как нужно скатывать между ладоней маленькие шарики из пластилина и прикреплять их на шарик из картона.

III. – Молодцы! Вот какие красивые шарики получились (любуются). Подарите их зайчику.

 

 


 


 

Рисование средняя группа


 

 

 


 


 



 


День Космонавтики

 В преддверии Дня Космонавтики в нашем детском саду МБДОУ д/с №28 целую неделю, проводились тематические занятия. Дети узнали, какими представляли Землю и небеса люди в древности; что такое «Голубая планета Земля»; почему Солнце – источник жизни на Земле; о «Семье планет», звездах и созвездиях; а также о том, как проходило освоение космоса

(далее…)

Районное Методическое Объединение «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

В нашем детском саду прошло Районное Методическое Объединение «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» .

(далее…)